Fab Filter Pro-Q3 (2018)

Tilda Publishing
История компании начинается в Амстердаме в 2004 году, когда издаётся первый полифонический синтезатор FabFilter One с революционным дизайном графического интерфейса, проявляющимся в минималистичности и набором всех необходимых функций. Голландцам надо отдать должное, они умеют умещать всё необходимое в маленьком пространстве, с немецкой точностью и функциональность, но своеобразным виденьем простых вещей. Алгоритм этого синтезатора был весьма надёжен, фильтрация точная, а качество не вызывало никаких нареканий.



Разработкой синтезатора One занимались соучредитель Флорис Клинкерт (Floris Klinkert) и основатель Фредерик Сликерман (Frederik Slijkerman).


фото взято на www.volkskrant.nl
Интерфейс всех их приборов интуитивно-понятный любому, даже слабо-подготовленному продюсеру.
Это и стало ключевой концепцией компании: простота и функциональность!



На сегодняшний день набор инструментов этой компании насчитывает более 18 штук, все они закономерно имеют отличный внешний вид и расширенные характеристики, но самым значимым и самым продаваемым оказался многополосный эквалайзер FabFilter Pro-Q из линейки инструментов «Pro» серии. Первая версия этого эквалайзера увидела свет в 2009 году, традиционно, она была для пользователей MacOS, но компания никогда не ставила рамок в виде сомнительной принадлежности к той или иной экосистеме, ближайший апдейт уже имел внутри версию для Windows и это нас очень радует! Уже на тот момент первая версия плагина имела все функции, которые мы так любим:


С первого знакомства с прибором было ясно, что это хит! Для плагина 10-ти летней давности звук был потрясающим, а разные режимы задержки позволяли любому пользователю даже с самым слабым компьютером/звуковым трактом использовать до 10ти эквалайзеров на инсертах и не испытывать дискомфорта. Так же на личном опыте неподготовленного пользователя, с нулевыми на тот момент знаниями, у меня не возникало потребности лезть в мануал для разъяснений тех или иных функций, и это очень важно. В момент творческого порыва - быстрота, с которой вы достигаете нужного результата, является важнейшим аспектом, Pro-Q этому только способствовал. Браво!


Со второй версией Pro-Q2 в 2014 году инженерам удалось внедрить ряд уникальных функций, которыми не мог похвастаться ни один эквалайзер:


  • Spectrum grab – захват мышкой спектра «на лету», для точной работы с пиками

  • Neutural Phase - Дополнительный режим малой задержки, который позволял адаптивно работать с добротностью среза (Q) относительно амплитуды (gain) на автоматическом уровне. При поднятии узкой частоты этот режим старается меньше захватывать соседние полосы, чтоб подъем казался более музыкальным и точным.

  • Auto-gain для компенсации выходной громкости (при сильных вырезах приходилось вручную добавлять громкости на output, или наоборот, при больших поднятиях частот, приходилось понижать output, чтоб избежать перегрузки)

  • EQ-match – снятие частотной характеристики с референсного трека и автоматическая коррекция искомого трека для подгонки звучания под «фирменное»

  • Resize/full screen – масштабирование и полноэкранный режим отображения окна не зависимо от формата vst2 или vst3 (к слову, Ableton Live10 не поддерживает vst3 формат и, как следствие, нельзя увеличить/уменьшить окно инструмента, тут эта функция пришлась как нельзя кстати)

  • Piano roll button – возможность выбора и регулировки частот относительно ключей (нот)


  • Неограниченное число создаваемых точек/полос эквализации.

  • Адаптивная расстановка точек двойным кликом. (Если кликнуть в ценре спектра, то вырез bell, если с левого или правого края, то shelf-срезы)

  • Переключатель left-right для работы с левым и правым каналом отдельно, mid-side, для раздельной моно-стерео обработки.

  • Режим zero-latency и 5 режимов Linear-Phase обработки в «высоком разрешении»

  • Очень быстрый анализатор входного и выходного сигнала.

  • A/B переключатель для сравнения результата между 2мя сессиями.


Тут следует упомянуть компанию Izotope, которая так же имела собственные наработки по EQ-match и Auto-gain в рамках плагина Ozone 5, но реализовать эту функцию в полной мере удалось лучше Голландцам, при всём уважении к Американской компании, которая последнее время является чуть-ли не единственным конкурентом FabFilter по разработкам.


Tilda Publishing
За последующие 4 года компания FabFilter наращивает мощности, расширяет штат сотрудников и большим итогом всех их стараний становится 3-я версия плагина – Pro-Q3.
Давайте рассмотрим подробно все нововведения:


Stereo Placement button – поканальный выбор точки/полосы редактирования. В предыдущей версии переключатель находился внизу, можно было только редактировать моно-стерео или левый-правый канал, и чтоб удалить щелчок из левой «колонки», и поднять стерео-верх на всём миксе, нужно было использовать 2 эквалайзера последовательно в цепочке, что создавало дополнительную нагрузку на систему, а теперь всё это можно делать разом в одном плагине
Filter Shape – добавлены новые виды вырезов и фильтраций: tilt shelf и flat tilt (шельфообразный фильтр, который любят использовать в гитарных обработках для быстрой корректировки «уклона» тэмбра в сторону низких или высоких частот)


Slope button добавлена новая крутизна среза – brickwall, для фильтров High-pass и Low-pass для полного отсечения информации, используется обычно в реставрационных целях (такие срезы немузыкальные и дают сильные фазовые искажения, поэтому при сведении вашего материала использовать их не стоит)


Spectrum grab с графическим отображением ключевых пиков. Для людей с малым опытом: можно точно удалить паразитный резонанс и при этом не затронуть соседние полезные частоты.


Show Collisions – новая уникальная разработка компании, позволяет внутри эквалайзера обнаружить все другие версии pro-q3, установленные на разные каналы и отобразить их мульти-спектр. Так же при отображении нескольких спектров, где красной вертикальной полосой подсвечиваются конфликтные места для редактирования, очень легко делать корректировку сведения, особенно, если у вас бюджетная акустика или размер динамика не позволяют в полной мере прослушивать низкие частоты.
Surround Format – плагин доступен не только в классичкеском виде, но и в формате 5.1, что позволяет редактировать фронт, тыл и низкочастотный LFE канал отдельно. Компания Waves явно озадачена таким развитием событий, т.к. долгое время они были чуть ли не монополистами в кинотеатральной обработке звука.


Dynamic EQ - ну и главным козырем последнего обновления стала возможность динамической обработки полос! Да да, вы не ослышались! Pro-Q3 – динамический эквалайзер, позволяющий с хирургической точностью редактировать уровни пиков, при этом не затрагивая ничего лишнего, если частота не дошла до порога срабатывания.
Итог:

Обновлённая версия Pro-Q3 является полностью логичным и оправданным продолжением культового эквалайзера. Возможности прибора действительно безграничны, анализ звука, точное редактирование вокала, мастеринг, реставрация аудио без заметного вмешательства, лайв выступления с нулевой задержкой и многое другое.

Сложно представить себе задачу, которая не под силу этому уникальному инструменту.

На текущий момент цена на официальном сайте www.fabfilter.com составляет 150 €, что совсем не много, даже в условиях финансового кризиса наших стран. Мы надеемся, что компания FabFilter будет и дальше держать высокую планку качества и доступность своих изделий.


Автор статьи

Михаил Frosper Железнов

16.12.2018


Зимой 2018 года Нидерландская компания FabFilter выпускает 3-е обновление, пожалуй, самого популярного цифрового эквалайзера в современном звуковом мире